В течение следующих десяти лет в Таиланде появится сеть из 70 закусочных американской фаст-фуд сети Texas Chicken. Партнером американцев в стране станет тайский нефтегазовый гигант PTT, выручка основного бизнеса которого резко уменьшилась из-за продолжающегося падения мировых цен на черное золото. Глобальная экспансия ресторанов быстрого питания с блюдами из курятины американской компании со штаб-квартирой в штате Джорджия происходит, как правило, с помощью заключения соглашения о франшизе с местными игроками. Например, в Малайзию сеть Texas Chicken пришла в начале 2013-го года, заключив соглашение с компанией Etika International Holdings. Сейчас в Малайзии уже работают 13 закусочных Texas Chicken (6 – в Куала-Лумпуре и 7 – в штате Селангор), а к 2023-му году запланировано нарастить сеть до 80-ти закусочных.
«Тайский Газпром» — корпорация PTT, — начала активно инвестировать средства в несвязанные с добычей и переработкой углеводородов направления с 2013-го года. Для этого PTT привлекает множество мелких компаний-партнеров, которые за долю в прибыли могут пользоваться существующей инфраструктурой гиганта, например, открывать небольшие магазины или рестораны на территориях автозаправочных станций компании по всему Таиланду. Первой ласточкой новой стратегии тайского гиганта стал запуск с 2013 года сети кофеен Amazon Coffee, которых на момент написания данной статьи в Таиланде открыто уже более 1200 заведений. Из них 1000 штук на автозаправках по всей стране. За ними последовали магазины Jiffy, Daddy Dough (сеть торговли пончиками, по-английски: «doughnut»), и Pearly Tea Shops (кофейни-чайные), запущенные по такой же схеме. За прошлый, 2014 год, 40% чистой прибыли PTT получила за счет направлений, не связанных с нефтью и газом. Логическим продолжением данной тенденции на диверсификацию бизнеса можно считать приход в Таиланд в партнерстве с PTT сети Church’s Chicken (за пределами США сеть работает под брендом Texas Chicken). Ведь ее конкуренты, пришедшие раньше, — KFC, McDonald’s, Burger King — чувствуют себя в Стране Улыбок очень хорошо. А тем временем менеджмент PTT строит планы по диверсификации потока прибыли компании: за пять лет довести до половины долю чистой прибыли от несвязанного с углеводородами бизнеса. На данный момент маржа углеводородного бизнеса корпорации намного меньше, чем от кофеен и закусочных, хотя выручка от нефти, газа и продуктов их переработки за 2014 год составила 80%.
Хорошей иллюстрацией того, что в Таиланде общественное питание (рестораны, закусочные) может быть очень прибыльным бизнесом, является факт присутствия в списке самых богатых людей Таиланда киномагната Vicha Poolvaraluck, чья компания McThai является оператором по франшизе всех McDonald’s в Тайском королевстве. В Москве и Московской области, кстати, сеть Texas Chicken также есть и представлена она 18-ью заведениями. Планируется открытие еще четырех. Владельцем мастер-франшизы «Техас Чикен» в России является компания «Европеан Актив Корпорация». Меню представлено сэндвичами, тэкстерами (типа мексиканских бурито), куриными крылышками, наггетс, жареным картофелем и картофелем фри, вареной кукурузой, кольцами лука в планировке, соусами, напитками и мороженым в качестве десертов.
А тем временем в Бангкоке, как пишут в Bangkok Post, городские власти начали активно прижимать продавцов уличной едой в районах Чатучак и Лад Прао. Тайская военная хунта пытается облагородить азиатский мегаполис, убрав бардак с улиц и организовав уличную торговлю. За пример берут Сингапур с его порядком и чистотой. Новые правила затронут в Бангкоке более 30 тысяч уличных торговцев, как легальных, с лицензиями и платящих налоги в казну, так и нелегальных. Отмечу, что прошлая масштабная попытка упорядочить уличную торговлю в Бангкоке, предпринятая в конце 1980-х мэром Chamlong Srimuang, имела лишь ограниченный успех, когда торговцев убедили один день в неделю освобождать улицы для уборки. Китайская община в районе Яоварат, сильно зависящем от торговли, уже сильно напряглась по поводу ужесточения правил бангкокскими чиновниками. А представители военной хунты хорошо понимают, что им не усидеть у власти лишь на штыках, поэтому попытки прикрутить гайки локально они, скорее всего, будут компенсировать популизмом в других сферах. По правилам, в Бангкоке существует 600 официально разрешенных мест для уличной торговли. Торговля вне этих мест является незаконной. Уличный торговец должен получать лицензию, которая ежегодно продлевается. Уличные тележки/лотки должны занимать не более двух квадратных метров тротуара и высотой не превышать полутора метров. Для пешеходов на тротуаре должен оставляться проход не менее 1 метра шириной. Класть продукты на тротуар запрещено. Лотки/тележки должны иметь в комплекте зонт, быть чистыми и выглядеть опрятно. Уличным торговцам запрещено организовывать место для торговли рядом с выходом из метро или на остановках городского публичного транспорта. Штраф для нелегальных торговцев — 2000 бат.