thai_junta_2014Вчера знакомый, который неоднократно бывал в Таиланде, любит эту страну и не пропускает ни одной новости о ней, прислал ссылку на развернутую статью об экономических аспектах правления военной хунты в Таиланде. Статья эта носит название “Тефлоновая защита” Таиланда. И хотя факты, изложенные в ней, не вызывают у меня отторжения или желания включиться в ожесточенный спор, свой небольшой комментарий я хотел бы к статье написать.

Резюме статьи следующее: Национальный совет по обеспечению спокойствия и порядка (NCPO), правящий Таиландом после недавнего военного переворота, чтобы купить лояльность тайского населения, начал активно тратить средства тайской казны. Здесь приводятся в качестве иллюстрации и выплаты по субсидиям рисовых схем, и траты на инфраструктурные проекты. Генерал Прайют Чан-Оча, глава NCPO якобы только успевает подписывать бумаги о выделении новых средств. А тайская экономика стагнирует, прямые иностранные инвестиции сокращаются, среди которых большую часть составляют японские инвестиции. Все это приводит к тому, что Таиланд становится менее конкурентоспособным по сравнению с соседними странами. Якобы туда и выводится из Таиланда производство.

Приведу некоторые факты и несколько своих аргументов.

Сваливать вину за все беды на правящую в Таиланде военную хунту, пришедшую к власти чуть более месяца назад, неправомерно. Проблемы начались задолго до хунты. Связаны они были с чрезмерным популизмом правительства Йинглак Чиннават. При ней возникли «рисовые схемы», резкий рост минимальной дневной зарплаты в Таиланде до 300 бат (необеспеченный соразмерным увеличением производительности труда), инфраструктурные проекты, на которые планировалось взять в долг на внешних финансовых рынках более 70 млрд. долларов США.

Утверждение о «разбазаривании» военной хунтой государственной казны на мегапроекты не соответствует действительности. Более того, проект создания сети скоростных железных дорог в Таиланде до 2022-го года за заемные деньги (стоимостью 800 млрд. тайских бат) был положен военными под сукно. Заморожен. С одной стороны, жаль. Хотелось бы иметь возможность прокатиться на скоростном поезде из Паттайи в Чиангмаи за 2,5 часа. С другой стороны, в долги залазить целой стране ради выгоды производителей цемента и металлической арматуры стратегически некорректно.

Да, военные тратят денежки. Лояльность населения и бизнеса им нужна. Но траты отнюдь не шокируют своим размахом. Вот проекты, на которые хунта уже выделила финансирование (либо дала добро на займы денег или схемы государственно-частного партнерства):

  • автомагистраль Ban-Pa-in — Nakhon Ratchasima длиной в 196 км.

На этот проект обойдется в 84 млрд. бат (из них только 6,63 млрд. бат пойдет на выкуп земли под автомагистраль у землевладельцев. Эти деньги будут заложены в бюджете на 2015-2016 годы). Проект этого четырех-полосного хайвея изначально являлся частью пакета инфраструктурных проектов на 2 трлн. бат, который продвигало правительство Йинглак Чиннават и сама бывшая премьер-министр. Дорога из провинции Накхонратчасима через провинцию Сарабури в провинцию Аюттайя нужна для разгрузки дорожного трафика, следующего из Исана в Бангкок.


Ban_Pa-n-Nakhon_Ratchasima_motorway

Строительство автомагистрали планируется начать в октябре 2015-го года

  • в Саттахипе торжественно открыт штаб эскадры подводных лодок и тренировочный центр для подводников (на все про все ушло 740 млн. тайских бат). В данный момент у Таиланда нет подводных лодок. Когда-то у Таиланда было 4 подводных лодки японского производства, но их списали в 1952-м году после 13 лет службы в составе тайского ВМФ. То есть 62 года у Таиланда подлодок не было. Однако военные утверждают, что подлодки нужны стране для защиты Сиамского залива. До этого тайские военные функционеры приценивались к немецким поддержанным подлодкам, даже симулятор подлодки в тренировочном центре в Саттахипе немецкого производства. Скорее всего, военная хунта выделит средства из бюджета на покупку нескольких подводных лодок. В Юго-Восточной Азии свои подводные лодки (дизель-электрические) есть у Сингапура, Индонезии и Вьетнама (российского производства, из заказа пока поступила только одна). Китай агрессивно претендует на Южно-Китайское море с его богатствами недр и обилием рыбы, поэтому страны Юго-Восточной Азии будут пытаться защититься от грозного соседа. Подводный флот — это мощный аргумент в случае эскалации военных конфликтов.

Хунта пытается наводить порядок в тех областях, до которых не было дела правительству Йинглак Чиннават на фоне политического кризиса в стране. Но пока по мелочи. Есть в Таиланде свое гослото. Часто можно увидеть уличных бродячих торговцев на улицах тайских городов с деревянными коробками-чемоданчиками, в которых они носят лотерейные билеты, продавая их всем желающим. Выпускает лотерейные билеты Government Lottery Office, сдает их по 72,8 бата за билет продавцам. Продавцы же продают их по 100-110 бат на улице. На этой комиссии держится их нехитрый бизнес. На рынке тайского гослото сформировалась сложная схема квот и перепродаж. Со временем активизировалась группа из пяти крупных перекупщиков лотерейных билетов, у которых их перекупает и перепродает населению мелкота. Называют их «пять тигров». Эти пять компаний продают уличным торговцам билеты гослото по 90-96 бат. Но у них скоро истекают сроки лицензий. Военная хунта решила не продлевать этим посредникам их лицензии. То есть, очень скоро «пятерых тигров» на рынке лотереи не станет.

Еще один пример: оранжевые жилетки у бангкокских мототаксистов. Мэрия Бангкока создала сложную систему платных лицензий для мототаксистов. Жилетка с логотипом мэрии (Bangkok Metropolitan Administration) стоила немалых денег. Так, эта жилетка в пригородах Бангкока, наподобие Min Buri и Nongjok, стоила 20 тысяч бат. А в центре Бангкока ее цена доходила до 500 тысяч бат. При том, что дневной доход мототаксиста, работающего на Сукхумвите в Бангкоке в районе Soi 55 (Thonglor) составляет где-то 800-1500 тайских бат. Схема часто критиковалась за большую коррупционность. Теперь военная хунта сделает систему регистрации мототаксистов Бангкока бесплатной, а жилетки им будут выдавать светло-зеленого цвета, причем люминесцентные, с логотипом департамента наземного транспорта.

Так что, хунта хунте рознь. По слухам, в сентябре этого года тайская военная хунта планирует провести новые выборы. И снова восторжествует демократия.

Разделы/Categories: Жизнь в Таиланде, Таиланд · Теги/Tags: , , , , ,

  • Johannes Rauh

    Так а с жизнью при хунте-то что? На Пхукете вроде всех торговцев с пляжей повыгоняли, таксистов приструнили? Что с визами?

    • Неплохо. Экономика заработала более-менее. А после отмены комендантского часа даже и не вспоминаешь, кто страной правит. Писал об этом раньше: http://thaiportal.ru/o-perevorote-v-tailande-voennom-polozhenii-s-komendantskim-chasom/
      А с виза-ранами теперь всё. Теперь только визы долгосрочные получать для длительной жизни в стране.