phnomshotВ Камбодже я уже бывал. В середине сентября 2011 года, отдыхая в Таиланде по пакетному туру, решил смотаться, посмотреть на Ангкор-Ват. Кстати, по ошибке считается, что Ангкор — это одно из Семи Чудес Света. Это не так. В состав Новых семи чудес света 7.07.07 в Лиссабоне он не попал. Но все равно, этот храм является очень важной туристической достопримечательностью. Люди из туриндустрии Камбоджи утверждают, что в сезон (ноябрь, декабрь, январь и февраль) туристов там просто толпы. Я был там в сезон дождей, поэтому желающих посмотреть на чудеса Камбоджи набралось в утро отъезда только 2 микроавтобуса из Паттайи. И то, со свободными местами внутри.

После этого я пересекал тайско-камбоджийскую границу еще раза три на виза-раны, в саму Камбоджу не углубляясь. Наконец, пришла пора изучить страну Ангкора немножко глубже и самостоятельно.

Косяки начались уже в Бангкоке. Разрекламированного нового автобусного рейса Бангкок-Пномпень в наличии не оказалось. Пришлось ехать в Сием Рип, где ночевать, а поутру на автобусе Mekong Express семь часов по довольно убитой дороге ехать в Пномпень.

Разводки на камбоджийской границе оказались даже на пограничном переходе Араньяпратет — Пойпет. Наш автобус (тайской государственной транспортной компании, кстати) подъехал к «своему» агентству, где всем, у кого не было групповой или электронной камбоджийской визы было предложено ее оформить и получить в паспорт всего за 1100 бат. Я начал громко возмущаться на тайском языке в этом офисе. Зная, что на самом переходе красная цена этой услуги — 700 бат. Меня дважды посылали, предлагая идти и самостоятельно решать вопрос с камбоджийской визой на границе. Если бы я знал, что пограничный переход находится очень близко (обойти здание агентства и пройти один квартал пешком), то я бы так и сделал. Но я этого не знал. В итоге, мне, как трудному клиенту, умеющему качать права, была предложена скидка в 100 бат. Я расстался с коричневой тысячной купюрой с ощущением, что меня поимели. На самом деле, «поимел» я себя сам: если бы не спешка и привычка решать проблемы в авральном режиме, то в условиях грамотного планирования я бы имел электронную камбоджийскую визу за $28, как те двое финских парней из моего автобуса. И показал бы неприличный жест каталам с тайско-камбоджийской границы. Но здесь ключевое слово «если бы».

pnom_pehn_morning

Центр Пномпеня утром

Кстати, и когда я пересекал границу в обратном направлении — из Камбоджи в Таиланд, двигаясь из Сиануквиля домой в Паттайю, на пограничном переходе Лонг-Яй (Трат) — Чам-Ям (Ко-Конг) один из тайских сотрудников Mekong Express пытался развести меня на 300 бат за более быстрое получение камбоджийского выездного штампа. Якобы минуя огромную очередь. Как оказалось потом, в очереди было всего два человека впереди меня. Я показал тайцу три другие, прошлые камбоджийские визы в своем загранпаспорте. Сказал, что за выезд из Королевства Камбоджа в прошлые разы никто с меня ничего не взял. От пограничного перехода того между камбоджийской провинцией Ко Конг и тайской трат Трат до самого города Трат, столицы провинции, час езды по нормальной дороге. Это 50-60 бат за место в микроавтобусе. От Трата ходит через Паттайю автобус с билетом до Паттайи за 165 бат. Если бы коррумпированные злодеи отказались бы везти меня тайскую часть оплаченного мною ($28) пути из курортного камбоджийского городка Сиануквиль в курортный же тайский городок Паттайю, то я бы плюнул и поехал своим ходом. Будучи полностью уверенным, что до ночи доберусь домой. Все равно это оказалось бы дешевле, чем платить 300 бат за мнимую экономию 2 минут времени. Вообщем, я послал того тайца в пешее эротическое путешествие, о чем ни секунды не пожалел.

Забегая вперед, отмечу, что добрался домой без проблем. Весь тот день шли ливневые дожди. Желающих ехать в Паттайю из Ко Конга во всей толпе из нашего автобуса и самостоятельно пересекавших границу бэкпекеров, было два человека: я и камбоджийская баба лет 35-ти (по-тайски изъяснявшаяся). Остальные ехали либо в Бангкок, либо планировали остаться в Трате на ночевку, а по утру отправляться в другие места Таиланда, благо дело, в Королевстве Улыбок интересных мест предостаточно. Сначала нас с камбоджийкой посадили в микроавтобус с публикой, ехавшей в Бангкок. В Трате нас высадили возле турфирмы, откуда нас через полчаса забрал другой микроавтобус до Паттайи, но с заездом в Бан Пхе (маленький городок/деревушка в провинции Районг у моря, известный тем, что там расположен причал с паромами на знаменитый туристический остров Самет). В Бан Пхе вышли двое немецких бэкпекеров, парень и девка.

Вернемся в Камбоджу. От Пойпета до Сием Рипа езды часа три. Прибыли в 5 вечера. Я поговорил с кхмерскими помогаями, кхмерами из турфирм. Автобусов в Пномпень в это время уже не было. Был какой-то ночной автобус. Я решил переночевать в Сием Рипе. Плохо и мало спав в предыдущую ночь, я решил не добивать свой организм ночной поездкой по убитым камбоджийским дорогам. Благо дело, поездка на тук-туке стоила всего 2 доллара, а огромный гостиничный номер со здоровенным балконом обошелся мне в $15. Кстати, имея в кармане тайские баты, я убедился, что получаю крайне невыгодные курсы обмена их, если пытаюсь расплачиваться батами. 10% за конвертацию вполне себе стабильной валюты с низкой инфляцией. По моему, это многовато. Мелкую сдачу, как правило, дают в местной валюте — кабоджийcком риеле. Проблем с подсчетом курсов многих азиатских валют (включая откровенно обезьяньи валюты: лаосский кип, мьянмарский киат, камбоджийский риель) у меня не возникает, так как я пользуюсь специальным приложением на своем iPhone. Самые маленькие купюры камбоджийского риеля, которые я видел за время этого путешествия, — это 500 риелей. Реально же в ходу купюры от 1000 риелей, 5000, 10000 и 20000. Туристы расплачиваются долларами США (желательно иметь много 1-долларовых купюр), крупную сдачу получают долларами США, сдачу мелкую — камбоджийскими риелями. В эту схему «купи-продай» тайский бат или вьетнамский донг камбоджийские торговцы, конечно же, включат, но курсы обменные будут невыгодными. С тайским батам лучше пойти к менялам, которые разменяют их либо на доллары США, либо на камбоджийские риели, либо (что наиболее вероятно) выдадут смесь долларов с риелями. Курсы у менял нормальные: около 3% маржи за конвертацию, это я проверял по своему калькулятору валют, установленному в айфоне. Умнее один раз разменять необходимое количество наличности в доллары (у местных менял, либо до приезда в Камбоджу), чтобы не быть обдираемым с тайскими батами в каждом ресторанчике за заказанную еду или в каждой гостинице за снимаемый номер.

Вечером в Сием Рипе я сходил покушал от пуза в приличном кхмерском ресторанчике (за деньги, за которые в российском провинциальном городе уже нельзя купить стаканчик чая и чебурек в ларьке). Заказал, помимо всего прочего, какой-то кхмерский национальный суп, но не острый. Суп на вкус напоминал тайский том ям. Догнался я чем-то вроде сэндвича из белой булки (в Лаосе и Камбодже, бывших французских колониях, французские багеты с начинкой внутри — очень распространенная уличная еда) с морепродуктами и капустой, купленными на лотке на улице у кхмерской бабы. Водилы тук-тука предложили мне также кхмерскую красавицу легкого поведения часик потрахать за $60 (узнав, что я русский из Паттайи, цену легко снизили до 50 долларов). Я вежливо отказался: сил у меня оставалось только дойти до кровати в гостиницу и лечь спать, а подъехать забрать меня на автобус от Mekong Express до Пномпеня обещали в 6:30 утра. Плюс, кхмерские женщины, на взгляд искушенного любителя азиаток, с тайскими и рядом не стояли.

Утром перед отправкой автобуса в Пномпень ко мне на соседнее сидение пересадили молодую и симпатичную кхмерскую девку по имени Кимна. Ее место через проход понадобилось большому кхмерскому семейству с дедами-бабками, их детьми и их внуками. Кхмерке было 30 лет, 5 лет замужем на англоязычным гидом по Анкорвату и другим храмам Сием Рипа, 2 года сыну. Сама она плоховатенько говорила по-английски, но была очень приятной и спокойной азиаткой. На получасовой остановке я угостил ее и себя обедом в ресторанчике кхмерской кухни. В Пномпень она ехала на курсы повышения квалификации. Работает она бухгалтершой в магазине одежды и сумок. До этого в столице своей родины она никогда не была. Там ее должен был встречать босс-мужчина. Чтобы у босса не возникли какие-то лишние нехорошие вопросы (наподобие: «Что это за белый мужик увивается за его замужней сотрудницей?»), я пожелал ей всего наилучшего еще в автобусе. Но на автовокзале Mekong Express в Пномпене эта длинноволосая кхмерская молодая женщина незаметно подошла ко мне, легонько дотронулась ладонью до моего волосатого прокачанного в спортзале предплечья, попрощалась. Наверное, хотела поблагодарить за обед, за компанию и за то, что к ней не приставал, узнав, что она замужняя и счастлива в браке. Эта кхмерка, кстати, говорит, что ее муж, по ее словам очень хорошо говорящий по-английски мужик-самоучка, работает гидом в Сием Рипе только в высокий сезон (ноябрь, декабрь, январь и февраль). Остальное время работы нет. Едет в деревни, обучает кхмерских детишек английскому языку бесплатно, как волонтер. Вот и минусы сезонности во всей их «красе».

Дорога из Сием Рипа в Пномпень контрастно показала мне, что за страна Камбоджа. Если Сием Рип более-менее прилизан из-за большого потока туристов в Ангкорват (там много гостиниц и есть инфраструктура), то камбоджийская глубинка — это убогая нищета. Дороги убитые, одна полоса в одну сторону, вторая — в противоположную. Про тайские хайвеи (или их американские и китайские аналоги) пришлось позабыть после пересечения границы Камбоджи. Кое-где дорога переходит в сплошные выбоины. От Сием Рипа до Пномпеня дорога занимает 7 часов. В камбоджийских деревнях — разруха, чахлые хижины и красноземная грязь (не забываем про постоянно идущий дождь, как-никак сезон дождей). Детишек тощих мал мала меньше в этих убогих хижинах толпы. В таких странах, по-моему, международным организациям типа ООН нужно массово внедрять программы контрацепции. Презервативы раздавать бесплатно, что-ли. Здесь буквально плодится нищета, к сожалению.

central_market_phnom_penh

Центральный рынок (Phsar Thmey) в Пномпене — один из пунктов назначения моей поездки в Камбоджу. Построен рынок был в 1937 году во время французского колониального правления. После открытия рынка в 1937 году, он считался самым большим рынком в Азии. С 2009 по 2011 год была произведена реставрация этого рынка на французские деньги, кстати ($4,2 млн.).

Однако, сельское хозяйство в Камбодже есть. Видел обширные рисовые поля, видел плантации масличных пальм. Видел также грузовик, перевозивший с плантации большие грозди плодов масличной пальмы (одна гроздь может достигать веса в 50 кг). Рыбу неводами ловят кхмеры из прудов и с рисовых полей. В сезон дождей рисовые поля у них представляют собой один сплошной мелкий водоем. Говорят также, что для камбоджийцев водяная крыса — это важный источник белков в диете крестьян. Сахарные пальмы тоже в Камбодже произрастают обильно. Сахарная пальма, кстати, является символом Камбоджи. А пальмовый сахар камбоджийский — самый лучший по вкусовым параметрам. Правда, выходит его производство раз в пять дороже тростникового или из сахарной свеклы. Кое-какие французы вложились в эту тему. Говорят, что вкус у продуктов, приготовленных с использованием камбоджийского пальмового сахара, получается особенным, изысканным. Гурманы, по их прикидкам, будут платить дополнительные деньги из своего кармана за эти вкусовые ощущения. Что касается камбоджийского риса, то он качественный. Собирают, в среднем, два урожая в год, кое-где три. Тайские компании скупают камбоджийский рис, ставят на мешки печать «Сделано в Таиланде» и перепродают на международных рынках. Все-таки, в современном мире бренд — это часто очень весомый аргумент.

vietnamese_soup_phnom_penh

Пробую в какой-то корчме недалеко от своей гостиницы в Пномпене вьетнамский суп с рыбой, курицей и ананасами. Категорически просил не делать его слишком острым. На вкус суп кислый, немного сладковатый, напоминает тайский том ям. Я не удивлен: в Таиланде, допустим, какой суп не закажи в уличных забегаловках (кроме квитиэу — обычного супа с лапшой), все напоминают по вкусу том ям. Такие в Юго-Восточной Азии у людей вкусы.

Сам Пномпень, столица Камбоджи, город, на мой субъективный взгляд, грязный и убитый. Более-менее в порядок приведены международный аэропорт Пномпеня (Phnom Penh International Airport (PENH), ранее назывался Pochentong International Airport; управляет его двумя терминалами и взлетно-посадочной полосой аэропорта по концессии франко-малайзийская компания Société Concessionnaire d’Aéroport) и набережная реки в центре города. В районе Пномпеня река Меконг сливается с рекой Тонлесап. В районе же Пномпеня Меконг дает начало рукаву — реке Бассак. От Пномпеня географически вниз по течению начинается дельта Меконга. Река Тонлесап вытекает из озера Тонлесап (Камбоджийского моря). В сезон дождей вода течет в реке Тонлесап в обратном направлении — в озеро Тонлесап, пополняя его. Площадь озера Тонлесап, как следствие, вырастает в размерах в разы. Изменение течения в ноябре отмечается праздником — Фестивалем воды — Bon Om Tuk.

phnom_penh_new1

Плакат с перечислением достопримечательностей Пномпеня, куда водитель тук-тука с готовностью отвезет за доллар-другой

После заселения в гестхаус за $18 в квартале от набережной реки Тонлесап, я отправился на тук-туке на Центральный рынок Пномпеня, съездил на Русский рынок, а на обратном пути остановил кхмерского водилу возле памятника Независимости, где попросил сфотать себя на его фоне. Зафиксировал, так сказать, факт своего присутствия в еще одной важной географической точке этой многострадальной планеты.

phnom_penh_new2

Вот этот камбоджиец возил меня по Пномпеню на своем тук-туке в тот день. На вопрос «Как тебя зовут?», ответил скромно: «Скай».

Владелец гестхауса, где я снял номер, говоривший бегло по-английски, рассказал, что за день до моего приезда полиция в городе разогнала демонстрацию оппозиции, протестовавшей против сфальсифицированных выборов. Дело дошло до стрельбы. Водитель тук-тука, который просто оказался не в нужном месте не в нужное время получил пулю в руку выше локтя. Их проправительственная партия Cambodian People’s Party (Камбоджийская Народная Партия) очень похожа на российскую  партию Единая Россия. В обезьяньих государствах расклад схожий: вместо демократии получается ее уродливая имитация. Проехав по пути множество сел и городков Камбоджи, видел однотипные баннеры Cambodian People’s Party, развешанные над хижинами. Скорее всего, нищему и голодному населению глубоко плевать, что там висит за надпись на английском, но режим этими баннерами создает иллюзию своей всенародной поддержки.

phnom_penh_new4

Автор этих строк и проекта «Тайский Портал» позирует на фоне Памятника Независимости в Пномпене, столице Камбоджи

На Центральном рынке я нашел тот товар, который искал. Общался с торговцами, закупил небольшую пробную партию. В процессе переговоров узнал много интересного. Так, настоящие изделия из кожи крокодила и морского ската торговцы привозят как раз из Таиланда. Дешевые подделки под крокодила и ската привозят из Вьетнама, где они массово производятся на фабриках.  Это товар для небогатых азиатских женщин, которые не могут себе позволить изделия из настоящей кожи крокодила. Логически предположил, что если бы изделия из экзотических кож делались в самой Камбодже, то брали бы их тут, а не привозили из-за границы. Максимум, Камбоджа может выступать как источник сырья для подобных изделий, но убогость инфраструктуры и наличие границ легко могут перечеркнуть дешевизну сырья и рабочей силы здесь. Плюс, на дорогие вещи из кожи крокодила, морского ската, страуса не будет в Пномпене спроса: местное население, мягко сказать, небогато — не до жира им и понтов, когда вопрос стоит о физическом выживании, а иностранные туристы представлены, главным образом, бэкпекерами, в кармане у последних пара-тройка долларов, за которые они готовы будут удавиться. Нет спроса на такого рода товар.

phnom_penh_new3

Русский рынок. Что в нем есть такого «русского», я так и не понял.

Русский рынок оказался толпой с дешевым вьетнамским и местным ширпотребом. Думаю, такой товар даже в Китае уже производить экономически нецелесообразно. Там ничего, похожего на изделия из экзотических кож, я не заметил. Зато толпы белых бэкпекеров вполне себе перемещаются. В центре Пномпеня белых туристов много. Не сказать, что их больше, чем в Бангкоке. Не сказать, что в Пномпене чище или приятнее, чем в Бангкоке. Думаю, главная причина — это дешевизна, которая привлекает белую молодежь, самоуверенную, всю такую творческую и отличную от мейнстрима, но хронически страдающую нехваткой денег в карманах.

phnom_penh_new5

Вечер. Набережная в Пномпене. Люди двигаются под музыку.

Водитель тук-тука предлагал съездить еще в пару туристических мест: посмотреть поля Пол Пота, я так понял, музей зверств режима этого деятеля, а также интересовался, хочу ли я пострелять из автоматов или гранатомета. Из автоматов я стрелял в этой жизни, а вот РПГ-7 руки чесались попробовать. Камбоджиец добавил, что если я хочу пострелять не только по мишеням, но, например, расстрелять корову, то это можно легко организовать за дополнительную сумму наличных. Желание стрелять у меня пропало. Корова не может «поприветствовать» меня ответной очередью из калаша из зарослей джунглей. Условия не равные у нас. Плюс, мне жалко бедное животное, беззащитное и не представляющее угрозы. Еще и женского пола. Рано или поздно забьют на мясо. Я отказался, расплатился и попрощался с кхмерским мужиком. Остаток вечера гулял пешком вдоль набережной.

phnom_penh_new6

Вид на реку Тонлесап с набережной в центре Пномпеня

phnom_penh_new7

Впереди Меконг

На следующее утро я поехал из Пномпеня в Сиануквиль. Поездка длилась 4 часа. В пути начал хлестать дождь, местами ливневый. В Сиануквиле меня высадили недалеко от пляжа Серендипити (Serendipity Beach) под сильным дождем. В первой же попавшейся туристической фирме я узнал о рейсах из Сиануквиля в Паттайю. Прибыл я в Сиануквиль в 11:40 утра. До пограничного перехода Koh Kong был автобус в 12:30. Но я на нем не поехал, так как мне хотелось хотя бы немного посмотреть сам Сиануквиль. Иначе зачем сюда стоило ехать? Вместо этого я взял за $28 билет на прямой автобус до Паттайи на следующее утро.

пляж Серендипити в Сиануквиле в сезон дождей

Гуляю по пляжу Сиануквиля Серендипити под дождем

Далее я нашел номер в гестхаусе. Номер был довольно просторен, с большим ЖК-телевизором на стене, кондиционером и небольшим балкончиком-двориком (номер на первом этаже). Воды горячей не было. Электронагревателя не предусмотрено. Есть здесь номера попроще: без кондиционера, зато от $6 за ночь. Кстати, не самые дешевые в Сиануквиле. Наверное, поэтому здесь так много западных бездельников-бэкпекеров обоего пола. В Паттайе, в основном, все заполнено старыми белыми экспатами-пенсионерами, тратящими свои пенсии на тайских 20-летних девиц и дешевое пойло. И в Паттайе за 6 долларов за ночь не найдешь приличной комнаты. За 20-ть, может быть, и то, комната будет зачуханная и крошечная. Здесь же, в основном, западная молодежь с дредами. Много молодых девок европейских, русских и американских. Видимо, хотят потусить бюджетно: травку покурить, потрахаться по пьяни с какими-нибудь волосатыми неудачниками. Из-за дождя окунуться в ночную жизнь Сиануквиля мне не удалось: все попрятались по норам. До этого, днем я спустился к пляжу, вдоль которого гулял под дождем в дождевом плаще. Песочек здесь белый, спору нет. Но я бы не сказал, что вода в море прозрачная и очень чистая. Чище и прозрачнее, чем на Джомтьене. Но вот в Районге и вода получше будет, и ехать за пределы Таиланда не нужно. Словом, и в Паттайе лучше, чем в Сиануквиле, и в Таиланде в разы лучше, чем Камбодже.

sihanoukville_02

Сиануквиль. Тао Пи. Львы получились неправдопободные, похожие больше на кошек

Вообщем, не в сезон я приехал в Камбоджу. Говорят, что весь этот август в Сиануквиле лил дождь, не переставая. Сравнивая с Паттайей, могу сделать вывод, что климат у нас получше будет: в августе в Паттайе я сильно удивлялся небольшому количеству редких дождей (шедших, в основном, ночью), спрашивая у местных жителей, почему сезон дождей такой чахлый?

sihanoukville_03

Сиануквиль. Комнаты от $5 за ночь, пива хоть обпейся. Чем не рай для бэкпекера?

Резюме впечатлений о Камбодже вкратце: Камбоджа страна нищая и убогая, но народ ее трудолюбив и незлобен, что делает ее похожей на Мьянму (я путешествовал там в октябре 2012 года; в Мьянме ситуация еще хуже из-за последствий многолетних экономических санкций со стороны международного сообщества, наложенных на бирманскую военную хунту). Можно спрогнозировать, что после создания Азиатского экономического сообщества после 31 декабря 2015 года, страна будет медленно выбираться из нищеты, экспортируя продукцию своего сельского хозяйства и рабочие руки в соседние страны.

Разделы: Байки экспата, Другие страны Азии, Путешествия, Разное · Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , ,