Сингапур и его символ - мерлайен. Наполовину рыба, наполовину лев. Сингапур - это мировой финансовый центр, с крупным морским портом и наиболее посещаемым аэропортом Юго-Восточной Азии - Чанги.Посмотреть Сингапур, который стал страной первого мира благодаря Ли Кван Ю, я хотел давно. Помимо страноведения поездка в Сингапур интересовала меня и с практической точки зрения: на случай частого мотания по Азии очень важно было изучить крупнейший авиахаб Азии и мира – сингапурский аэропорт Чанги (Changi International Airport), сам Сингапур и его транспортную инфраструктуру. Также мне хотелось протестировать полеты на самолетах главного азиатского авиадискаунтера – AirAsia из бангкокского аэропорта Дон Муанг (Don Mueang International Airport). Билеты на AirAsia дешевы, а маршрутная сеть авиакомпании связывает воедино всю Юго-Восточную Азию, юг Китая, Индию и даже Австралию.

Наконец, удачный случай предоставился: старший и единственный брат летел на неделю в Таиланд в очередной раз. В Таиланде он все интересное уже видел, поэтому предложил смотаться в Сингапур, где никто из нас еще не бывал. Времени было очень мало. Если бы я летел один, то, наверное, выделил бы на изучение достопримечательностей Сингапура две ночи и три дня. Здесь же пришлось планировать более краткое пребывание: прилетаем утром на первом рейсе AirAsia из Бангкока в Сингапур, два дня и ночь уходит на пребывание в Сингапуре, а поздним вечером вторых суток мы улетаем на последнем рейсе AirAsia в Куала-Лумпур, столицу Малайзии. Включить промежуточный пункт в наше путешествие пришлось на этапе планирования из-за требований 96-часового безвизового пребывания в Сингапуре для российских граждан. Улетать мы должны были в третью страну, то есть обратно в Бангкок лететь не получилось бы по такой схеме (визу сингапурскую, в принципе, можно было бы и оформить, но это требовало дополнительного времени). Поэтому мы выбрали Куала-Лумпур в качестве промежуточной остановки по пути обратно в Таиланд. Куала-Лумпур располагается почти посередине между Сингапуром и Бангкоком. От него всего час лета и в Сингапур, и в Бангкок. Кроме того, у AirAsia (сама компания малайзийская) в международном аэропорту Куала-Лумпура организован крупный авиахаб. В Куала-Лумпуре мы должны были оказаться как раз в полночь. Первый рейс AirAsia в Бангкок оттуда вылетает в 6:45 утра. Чтобы с толком использовать временной лаг между рейсами, было решено договориться с малайским таксистом о ночной поездке-экскурсии на такси в центр Куала-Лумпура (60 км от аэропорта) с обязательным заездом к башням-близнецам Petronas. Часа 2 с половиной, может быть, три ушло бы на экскурсию. По деньгам, зная цены на такси в Малайзии, я предположил, что это обойдется в сотню сингапурских долларов. После возвращения в аэропорт Куала-Лумпура часик с небольшим пришлось бы подождать до начала регистрации на самолет. А затем самолет приземлится в аэропорту Дон Муанг, откуда недалеко до Северного бангкокского автовокзала Мор Чит. 2 с половиной часа на автобусе — и я буду дома — в Паттайе. Уставший, но переполненный впечатлениями. Вот такой сложился план будущей поездки.

Marina_Bay_Singapore

Marina Bay Sands в центре Сингапура

Подготовка к поездке

Ради интереса я узнал цены в тайских уличных турфирмах на организованную поездку в Сингапур. Для одного человека тур на два дня и одну ночь с проживанием в трехзвездной гостинице мне насчитали на 18700 бат с перелетом туда и обратно (аналогичный по длительности тур в Гонконг из Бангкока обойдется также в 18700 бат). Визовые вопросы в турфирмах предлагали решить самостоятельно. Если путешественника просто не сажают в самолет из-за отсутствия необходимой визы, то турфирмы ответственность перекладывают на плечи клиента.

Забегая вперед, отмечу, что самостоятельная поездка на двух (!) человек, не считая питания и стоимости билетов в музеи, на дневную экскурсию по Сингапуру и колесо обозрения, но включая сюда такси ночью из Паттайи в аэропорт Дон Муанг (2000 бат), плату за номер в гостинице три звезды в сингапурском чайнатауне (188 сингапурских доллара за ночь) и поездку-экскурсию на такси по ночному Куала-Лумпуру (100 долларов США), обошлась нам в 22 тысячи тайских бат. Польза же от самостоятельного планирования поездки со всеми нюансами велика и только сэкономленными деньгами не измеряется, так как эти знания и навыки русскому экспату в Азии наверняка пригодятся еще не раз.

Билеты на рейсы AirAsia я бронировал и покупал непосредственно на сайте авиакомпании. В интернете полно сервисов онлайнового бронирования билетов на  самолеты, но цена на рейсы AirAsia невелика из-за небольших расстояний полетов и усеченного уровня сервиса (когда экономят на всем), поэтому комиссия сторонних онлайн-сервисов процентно оказывается достаточно существенной. В этот раз я решил не кормить посредников, сделав все напрямую с сайта AirAsia.

Singapore_city_of_fines

Сингапур — город штрафов. Надпись в метро: штраф за курение — S$1000, штраф за еду и питье в общественном транспорте — S$500, штраф за провоз огнеопасных и воспламеняющихся веществ — S$5000. Не указан здесь штраф за плевки (а он в Сингапуре есть) — S$800.

В процессе покупки билетов онлайн, выяснились детали бизнес-модели no-frills airline (авиакомпании без излишеств): базовый сервис дешев, но суров. С собой в ручную кладь разрешается брать не более 7 кг, плюс, эта ручная кладь не должна быть очень объемной (при регистрации на рейсы AirAsia есть специальные стенды, где можно измерить свой багаж на предмет прохождения в качестве ручной клади). Если пассажир желает что-то сдать (чемодан или сумку) в багажное отделение самолета, то за это просят доплатить $17,5 (багаж весом до 30 кг). Бесплатной еды на рейсе нет. Если пассажир желает что-то пожевать, ему предлагается заплатить $5. Правда, час-два полета без еды можно будет вполне себе потерпеть. Если пассажир вдруг захотел подушку, ее стюардесса принесет, но за $8. За возможность выбрать себе место в самолете заранее, во время заказа билета онлайн, просят доплатить $2,5. Есть «козырные места» в самолете. Их можно выбрать за 12 долларов. «Козырность» места в самолетах AirAsia (где есть только эконом-класс) заключается в нормальном расстоянии до спинки переднего сидения. На обычных местах колени жестко упираются в спинку сидения впереди, так как количество кресел в самолетах авиадискаунтера было увеличено для перевозки большего количества пассажиров. Кресло нельзя сильно опустить вниз — это может сильно не понравиться сидящему сзади приплющенному пассажиру. И это мягко сказано. До полета в самолете AirAsia я не имел представления об этих нюансах, так как ранее мне не доводилось летать авиадискаунтерами. В принципе, самолетами AirAsia летать можно: если налегке (только ручная кладь) и если заказывать «козырное место» за 12 долларов. Трехчасовой полет не должен стать мучительным. А более трех часов лететь самолетами AirAsia просто некуда: Юго-Восточная Азия, хоть и плотно населена, но очень компактна в географическом плане.

Также при покупке билетов AirAsia на рейсах из Бангкока в Сингапур и из Куала-Лумпура в Бангкок мне пришлось приобретать в добровольно-принудительном порядке страховки на полет за дополнительные небольшие деньги. Но цена билетов после всех сборов и поборов все равно оказалась экономически интересной:

  • один билет AirAsia из Бангкока в Сингапур обошелся в 2260 тайских бат или (на момент покупки) $71,84 или 2325,21 российских рубля;
  • один билет AirAsia из Сингапура в Куала-Лумпур обошелся в 51 SGD (сингапурский доллар), что на момент покупки составляло $40,75 или 1318,92 рублей или 1281,93 тайских бата;
  • один билет AirAsia из Куала-Лумпура в Бангкок стоил 217 малайзийских рингита или $67,87 или 2194,61 российских рубля или 2133,06 тайских бата.

Chinatown_Singapore_MRT_Station

Чайнатаун, станция MRT Сингапура

Гостиницу я искал в Сингапуре через Booking.com. Остановил свой выбор на трехзвездной Bliss Hotel Singapore в сингапурском чайнатауне по двум причинам: во-первых, в чайнатауне нет проблем найти большой выбор недорогой и качественной еды (знаю это по опыту предыдущих посещений других чайнатаунов мира: двух в Нью-Йорке — на Манхэттане и в Квинзе и одного в Бангкоке — базирующегося вокруг Яоварат роуд), во-вторых, от гостиницы все основные достопримечательности центра Сингапура располагаются в пешей доступности. Заплатил я за номер 188 сингапурских доллара или 4859 российских рублей. Отношение цена/качество этого номера в этой гостинице оказалось вполне приемлемое. Цель найти самую дешевую гостиницу в Сингапуре я не ставил. Но, в отличие от Бангкока (где легко можно найти дешевый ночлег, в том числе, на Каосан роуд), даже койка в дешевом гестхаусе для бэкпекеров в Сингапуре меньше 25 американских долларов стоить вряд ли будет. Город отнюдь недешев. Ниже привожу карту Чайнотауна Сингапура с отмеченными зелеными маркерами гостиницами и хостелами:

Далее, на этапе подготовки поездки, я приобрел карту Сингапура от Groovy Map за 200 бат. Как потом выяснилось с помощью сингапурцев, которых я напряг с просьбой показать ближайщую станцию метро, карта оказалась устаревшей. На карте отсутствовала желтая (кольцевая) ветка MRT — сингапурского метро.

Я составил список достопримечательностей, которые нужно было посмотреть во время этой короткой поездки туда. Океанариум (S.E.A. Aquarium) из списка пришлось выбросить, так как он находится на острове Сентоза, куда бы мы просто не успели добраться. Вычеркнуть пришлось и визит в сингапурский зоопарк (Singapore Zoo).

Несколько отзывов о визите в Сингапур и кое-что еще я прочел в интернете, после чего посчитал подготовку к поездке успешно завершенной.

Прилет

В 2 часа ночи за нами приехал паттайский таксист. Таксист этот, видимо, работает обычно в дневную смену. В процессе поездки он активно разминал конечности и хлопал себя по лицу. Наверное, реально боялся заснуть за рулем. Мы гнали по тайским ночным, практически пустым, хайвеям. В 4 ночи (или уже утра?) такси причалило к первому (и единственному рабочему — второй терминал закрыт и не функционирует) терминалу, когда-то бывшего основным, бангкокского аэропорта Дон Муанг. В аэропорту без труда зарегистрировались на рейс. Ожидали вопросов и непоняток по поводу отсутствия сингапурских виз. Но все прошло гладко.

Самолет взлетел из Бангкока и через 2 часа 20 минут уже приземлялся в аэропорту Чанги Сингапура. Если в ту неделю в Таиланде шли дожди, местами ливневые (конец сезона дождей), то утро в Сингапуре встретило нас солнцем и безоблачной погодой. Тропические ливни были еще одним риском, который мог бы сильно осложнить наше знакомство с городом Ли Кван Ю. В случае сильных дождей, нам пришлось бы ограничиться визитом в два музея и краткой прогулкой возле бухты. Но и здесь пронесло.

Мы приземлились и быстро причалили к гейту терминала номер 1 аэропорта Чанги. У этого аэропорта три обычных терминала и один бюджетный. Можно было доехать до Сингапура из первого терминала на автобусе за 2,5 сингапурских доллара или на такси за 50-60. Но я жаждал изучить ключевую часть транспортной системы Сингапура — сингапурское метро — MRT. До East-West Line (на картах эта линия обозначается зеленым цветом) MRT ходят поезда из второго и третьего терминалов аэропорта Чанги. Между терминалами аэропорта можно удобно перемещаться на шустрых трамвайчиках Skytrain.

По прилету при пересечении сингапурской границы проблем не возникло. Я спокойно изложил служащему таможни наш сценарий действий и маршрут, показав распечатки электронных билетов и брони гостиницы. Сингапурец (этнически он был малайцем) шлепнул нам по большому прямоугольному невзрачному штампу черного цвета в загранпаспорта, причем очень неудачно в плане экономии места — прямо посередине страницы. И мы оказались на территории государства Сингапур. Где-то слышали о саде бабочек в одном из сортиров аэропорта Чанги. Где-то есть такой сад, но в третьем терминале. Не уверен, что он располагается в общественном туалете. Мы посетили сортир в первом терминале, отметили чистоту там и порядок, но бабочек не увидели. Многие пишут восторженные отзывы об аэропорте Чанги. Я на своем веку навидался аэропортов по всему миру. Чанги — хороший аэропорт, но не более того. Да, ковры повсюду в терминалах. Да водопадик рукотворный есть на выходе из первого терминала. Там можно постоять, понаблюдать за потоками воды. Фэн-шуй полный.

Мы сделали грамотно, приобретя за 16 сингапурских долларов по карточке на безлимитное пользование общественным транспортом Сингапура (включая MRT и общественные автобусы) на два дня. По 10 долларов пришлось доплатить в качестве депозита за эту карточку. После возвращения карточки перед отлетом, этот депозит возвращается покупателю. Ездили на сингапурском метро в течение двух суток пребывания в этом азиатском мегаполисе мы много, поэтому покупка себя оправдала более чем.

Мы спустились в метро. Сингапурское MRT оказалось предельно простым. Менее чем через полчаса мы вышли на станции Chinatown, а затем поднялись на поверхность азиатского города-мечты Сингапура.

В Сингапуре. День Первый.

Сингапурский чайнатаун оказался небольшим, но довольно многолюдным и колоритным. Мы добрались сюда слишком рано для заселения в гостиницу, которое, как обычно, происходит после 14:00. Я расплатился карточкой за номер в гостинице заранее, после чего мы отправились изучать чайнатаун. С едой здесь действительно проблем не было. И днем, и поздним вечером в сингапурском чайнатауне с легкостью можно найти еду на любой вкус и достаток. Так же, как и сувениры, коих там большое разнообразие в лавках и уличных палатках. Собственно, в шумной и наполненной китайцами, как сардинами в консервной банке, большой столовке (что-то вроде food court с различными точками, где готовят китайскую еду) торгового центра People’s Park Complex мы и позавтракали впервые в Сингапуре. Еда была недорогая, но сервис был сердитый. О кондиционерах в этой столовке заикаться не имело смысла. Шумно — это мягко сказано. Неужели азиаты не умеют есть тихо? Китайский дед, убиравший столы, громко орал на каком-то незнакомом мне диалекте китайского, возмущаясь тем, что кто-то насвинячил на одном из столов, которые ему предстояло вымыть. Мы решили в следующий раз заплатить за трапезу чуть больше денег, чтобы кушать было приятно. Хотя бы в каком-нибудь ресторанчике, коих в чайнатаунах всего мира несчесть.

singapore_chinatown_day_1

Сингапурский чайнатаун небольшой по размеру, колоритный и чистый. Хороший райончик для удобного и комфортного проживания.

Вообще, первые впечатления от Сингапура были следующими: чистота на улицах, отсутствие пробок на дорогах и культурность населения (каждый местный китаец или индус прекрасно изъяснялся на английском, вернее, на синглише — сингапурском варианте английского с заимствованиями некоторых мелких разговорных элементов или манеры речи из малайского и тамильского языков и диалектов китайского языка: мандаринского — путунхуа, кантонского — куон-чау-ва, фуцзяньского, чаошаньского, хакка и других. Правительство Сингапура вкладывает большие усилия в популяризацию стандартного английского вместо Singlish — программа  Speak Good English Movement, а также всех китайцев мотивирует использовать мандаринский диалект — путунхуа — в качестве основного и единственного диалекта китайского языка).

После краткого осмотра сингапурского чайнатауна, подошло время заселяться в гостиницу. Мы выяснили, что city tour — туристическая программа осмотра достопримечательностей Сингапура длительностью в 4 часа, — начинается утром с 9 часов и днем с 2-ух часов. Мы бы вполне успели на дневной city tour в день прилета, но после фактически бессонной ночи у нас не было сил. Заказали утреннюю турпоездку по городу на следующий день. Отлежавшись в номере гостиницы полтора часа, мы с братцем почувствовали себя немного отдохнувшими. Отправились изучать достопримечательности Сингапура, до которых можно было дойти пешком.

Таковых оказалось немало.

Погодка была прекрасная для пешей прогулки. Сначала мы дошли до Сингапурской биржи (Singapore Exchange — SGX). Именно здесь бьется финансовое сердце Юго-Восточной Азии. Эта биржа мне лично была интересна потому, что именно здесь (вернее на бирже SIMEX — Singapore International Monetary Exchange — биржевой площадке для торговли финансовыми деривативами, в результате объединения которой с другими биржами Сингапура 1 декабря 1999 года и возникла объединенная Сингапурская биржа — SGX) орудовал известный трейдер-мошенник Ник Лисон, из-за торговли которого опционами на индекс Nikkei старейший банк Великобритании Barings Bank (основанный в 1762 году) стал банкротом в феврале 1995 года.

Два небоскреба сингапурской биржи находятся на Shenton Way в деловом центре города. Я искал возле биржи нечто, похожее на памятник быкам и медведям, вместе или по отдельности. Как бронзовую статую быка на Broadway в Downtown Manhattan в Нью-Йорке, в паре кварталов от NYSE или памятник быка возле Шэньчжэньской фондовой биржи на юге Китая. В Сингапуре таких символов нами обнаружено не было, как впрочем, и в Шанхае возле Шанхайской фондовой биржи ранее. Поэтому пришлось ограничиться вывеской SGX, сфотографированной с крайне неудобного ракурса.

SGX_skyscraper_number_1

Первый небоскреб SGX

Мы проследовали далее, к бухте и устью реки Сингапур. В Merlion Park, как и толпы других туристов, наделали фотографий на фоне символа города Сингапура — полурыбы-полульва Мерлайона, который, прямо по фэн-шуй, плюется мощной струей воды в сторону моря. Не заметить с этого места отель Marina Bay Sands напротив — невозможно. Невероятно, но факт: отель этот открылся совсем недавно — в июне 2010 года, хотя планировалось его открытие еще в 2009-м году. То есть туристы и сингапурцы могут наслаждаться необычным видом тройного небоскреба с «крышкой» Marina Bay Sands относительно недавно. По признанию архитектора этого знаменитого курортного здания и казино — Моше Сафди (Moshe Safdie), идея дизайна здания была навеяна видом колод игральных карт.

singapore_me_day1

Автор этих строк, а также отец-основатель проекта «Тайский Портал» позирует на фоне символа Сингапура

С этого места прекрасно было видно колесо обозрения The Singapore Flyer. В сноске на карте утверждается, что высота сингапурского колеса обозрения составляет 165 метров (примерно, как 42-этажное здание). Колесо это движется очень медленно. Нетерпеливому зрителю, наблюдающему издалека, может показаться, что колесо не движется. «Сломано или не функционирует по каким-то причинам», — ошибочно решили мы в тот день. К счастью, на следующий день, общаясь с сингапурским таксистом, эту ошибку мы поняли и поспешили исправить: двинули туда вечером (в качестве последнего пункта туристической программы пребывания в Сингапуре) и успели лицезреть ошеломительные виды Сингапура на закате с колеса обозрения. Удовольствие стоило 33 сингапурских доллара за взрослый билет.

Asian_Civilisations_Museum_inside

Один из экспонатов Asian Civilisations Museum — статуя Будды. В музее представлены не только буддийские артефакты, но и мусульманские: древние издания корана и оружие.

Но колесо обозрения будет на следующий (второй) день пребывания в азиатском мегаполисе. В день первый дальнейшая культурная программа была следующая: Asian Civilisations Museum, прогулка по деловому центру и посещение Little India — Маленькой Индии. Перешли речку по Fullerton Rd., в поисках Asian Civilisations Museum забрели в необычного вида здание Esplanade – Theatres on the Bay. Здесь происходят перфомансы: опера, театр, есть библиотека. Китайская тетечка объяснила доступно, как добраться до музея азиатских цивилизаций, и даже немного проводила в нужном направлении. Несмотря на то, что Asian Civilisations Museum активно хвалят во многих англоязычных путеводителях и в интернете, мне лично музей показался довольно посредственным, местечковым краеведческим музеем, хотя площади там позволяют размещать серьезные количественно коллекции. Больше золотых изделий и украшений из драгоценных камней, больше мультимедийных возможностей задействовать — и было бы намного интереснее эти азиатские цивилизации исследовать. По чрезвычайно интересному мосту — Cavenagh Bridge, — переходим обратно через узкую речку Сингапур в деловой район, где в час пик садимся в метро и едем смотреть на жизнь сингапурских индусов в Маленькой Индии. Приезжаем туда на закате. Дегустируем южно-индийскую кухню в одном из ресторанчиков. Так себе. Но походить вечером по лавкам, многочисленным ювелирным магазинам и рынкам в индийском районе стоит, так как здесь действительно очень красочно, празднично и по-азиатски насыщенно. Вдобавок, в те дни проходили какие-то индуистские праздники. Даже по внешнему виду улиц в Little India можно об этом догадаться.

little_india_singapore_1_day

Одна из улиц в сингапурском районе Little India вечером в канун очередного индуистского праздника


Вечером, по приезду в отель в чайнатауне, сил у нас с братцем осталось только на то, чтобы попить чаю. На следующее утро был запланирован тур по городу, а потом — свободная программа вплоть до отлета в 11 вечера из сингапурского аэропорта Чанги в столицу Малайзии, город Куала-Лумпур.

В Сингапуре. День второй.

На утро мы выселились из гостиницы, я сдал свою небольшую сумку на хранение до 7-ми вечера в этой же гостинице (за это с моей карточки сняли 4 сингапурских доллара. Я-то не против, но предупреждать, что услуга не бесплатна, все же стоит заранее), и мы стали ждать, когда же нас заберут на обзорный тур по Сингапуру. Время уже поджимало, поэтому я напряг китайского паренька на ресепшене, тот перезвонил в турфирму. Оказалось, что нас просто забыли забрать из отеля. Позже за нами прислали микроавтобус. На этом юрком микроавтобусе (при полном отсутствии пробок на дорогах) вместе с несколькими немецкими дедушками и бабушками нас привезли в Little India. Здесь была первая точка экскурсии. Здесь же ждал наш китаец-гид. Автобус с группой туристов еще не подъехал, поэтому мы с разрешения гида на полчаса углубились в этот индусский район, где были прошлым вечером. В индийском ресторанчике позавтракали их национальными кондитерскими изделиями, сладостями и чаем. Вскоре прибыл наш автобус, и началась-таки экскурсия по мегаполису.

Raffles_Hotel

Фото Raffles Hotel, сделанное сквозь тонированное стекло туристического автобуса

Далее нас катали по центру города на автобусе. «Посмотрите направо, посмотрите налево». Проезжали мы и знаменитый Raffles Hotel. В центре Сингапура оказалось необычно много старинных, колониальных зданий. Сохранение последних явилось заслугой Лиу Тай Кера, работавшего в период с 1969-го по 1989 год главой совета по жилищному строительству и развитию Сингапура. Ставка на развитие туризма в попытке диверсификации экономики сингапурскими властями была сделала еще в начале 1980-х. Поэтому многие старинные исторические здания в мегаполисе были сохранены.

chinese_temple_in_chinatown_singapore

Буддийский храм в чайнатауне Сингапура

После фотографирования и гуляния по парку возле Marina Bay, нас повезли в Чайнатаун. Привезли в другую его часть, в которой еще мы с братцем не были — на South Bridge Rd. Здесь есть два колоритный храма: китайская буддийская пагода (Buddha Tooth Relic) и индуистский храм (Sri Mariamman). В буддийский храм можно заходить бесплатно, а в индуистском индусы требуют денег с туристов за посещение. В индуистский храм мы решили не заходить из принципа, а в китайской пагоде с удовольствием потолкались в толпе прихожан.

inside_chinese_pagoda_singaporeПрихожане тщательно выполняют ритуалы в буддийском храме в чайнатауне

hindu_temple

Индуистский храм в чайнатауне Сингапура. Мама мыла Шиву… 😉

После чайнатауна нас повезли в какой-то аутлет ювелирной фабрики. И это понятно: с туристов можно помимо денег за оплаченный тур поиметь также и комиссию от стоимости купленного ими товара в магазине-партнере. Аутлет по сравнению с паттайским World Gems Collection был откровенно чахленьким. С дуру приценившись к какой-то мелочи, я не мог отделаться от сотрудницы, пытавшейся мне что-то продать. Зато здесь был бесплатный чай и возможность бесплатно справить нужду.
По дороге гид обрисовал вкратце, почему в Сингапуре практически не бывает пробок (в сравнении с другими азиатскими мегаполисами, задыхающимися от дорожного трафика). Дело в том, что помимо покупки самой машины, нещадно облагающейся ввозными пошлинами (аналогичная практика применяется в Таиланде для импортных автомобилей), в Сингапуре автолюбителю придется раскошелиться также и на разрешение на владение автотранспортным средством. Для примера, привел небольшой легковой автомобиль. За разрешение им владеть (не считая его покупки) сингапурцу придется раскошелиться на 80 тысяч сингапурских долларов (!). Разрешение это через определенное количество лет просрачивается и может быть продлено. Китайцы, как и русские, очень любят понты. Особенно, если деньги водятся. Но когда власти так жестоко бьют по карману в борьбе с пробками, многие невольно задумываются о разумности использования  услуг общественного транспорта, благо дело, он в крошечном Сингапуре доступен повсюду и функционирует как хорошо отлаженная система.

botanic_garden_01

Цветочки, конечно, в саду орхидей сингапурского Ботанического сада, что надо. Но у нас, рядом с Паттайей, в тропическом парке Нонг Нуч тоже цветоводы не лыком шитые
Далее мы проследовали в конечную точку маршрута городской обзорной экскурсии — в Ботанический сад. В сад орхидей здесь нужно покупать билет (входит в стоимость экскурсии), а остальной Ботанический сад можно изучать сколько угодно бесплатно. В этой точке маршрута мы с братцем отпросились двигаться самостоятельно (желающие могут остаться в этом тропическом раю подольше, но добираться до отеля им придется самим). Китаец-гид объяснил мне, где находится ближайшая к Ботаническому саду остановка метро и пожелал нам всего наилучшего.
В саду для орхидей поразила теплица-наоборот — cool house. В застекленном помещении температура искусственно понижается. Не все орхидеи любят тропическую жару, некоторые родом из умеренных климатических зон.

botanic_garden_02

Есть в сингапурском Ботаническом саду и пещеры с водопадиками

По Ботаническому саду стоит прогуляться. У современного жителя мегаполисов мало шансов вдруг очутиться в настоящих джунглях. Пусть и немного облагороженных и приспособленных для прогулок праздной публики.
К сожалению, там не были представлены сельскохозяйственные тропические растения: сахарные и масличные пальмы, каучуконосы и прочие. Мне бы хотелось их изучить, так как я собираюсь плотно инвестировать в азиатское сельское хозяйство и сопутствующий ему агропромышленный комплекс. Эти инвестиции должны, по стратегической задумке, кормить меня (белужья икорка,  абердино-аргус, изысканные блюда с белыми трюфелями и прочие деликатесы не исключаются) в старости. Но здесь была только дикая флора и чуть-чуть фауны.
После продолжительной прогулки по Ботаническому саду мы на метро вернулись в Чайнатаун. Был день, времени было еще много. Закупившись скромно сингапурскими маечками и прочими сувенирами, мы стали искать более-менее приличное место для обеда. Разговорившись с китайским дедом-лавочником (дед свободно говорил и на английском, и на мандаринском диалекте китайского), я спросил, где можно качественно и недорого перекусить в сингапурском чайнатауне. Дед, узнав, что мы — русские, ввернул русское слово «корефан», посоветовав идти в Maxwell Food Centre. И этот совет оказался в тему: обилие и разнообразие китайской еды там стоит самой высокой похвалы.
Нельзя не упомянуть посещение музея в самом Чайнатауне Сингапура — Chinatown Heritage Center. Это музей истории самого Чайнатауна. На меня лично он оказал очень сильное впечатление, прежде всего, из-за правдивости и реалистичности экспозиции: здесь и предметы быта китайцев, их письма, истории жизненные, показано что они ели, где спали. Даже есть туалет, которым пользовались китайские переселенцы. Изучая материалы, истории некоторых китайцев, отмечаешь, что не было подарков судьбы у этих людей. Многие плыли из материкового Китая в Сингапур (в воспоминаниях старой китаянки, например, упоминается, что трупы умерших в пути на корабле из Гонконга в Сингапур детей китайских переселенцев просто выбрасивались за борт), мечтая заработать много денег и вернуться обратно в свои провинции богачами. Однако, это удалось сделать очень немногим. Оставшиеся как-то выживали, помогали друг другу, да и остались здесь навсегда, дав жизнь новым поколениям. Очень непросто было жить китайцам сингапурского чайнатауна в период оккупации Сингапура японцами во время Второй Мировой Войны: голод и издевательства японской военщины выжившие старики не забудут никогда. Мне было очень приятно было видеть молодых китаянок, тщательно рассматривавших выставленные материалы в музее, записывавших что-то по ходу их изучения. Свои корни полезно знать. Пусть у предков ничего за душей не было, но они не сдавались, а работали и крутились, предпочтя активность и надежду пессимизму и смерти от голода. После посещения музея китайского наследия мне стало понятно, почему Ли Кван Ю и его правящая партия в Сингапуре пользуются таким высоким уровнем поддержки среди населения, а у оппозиции пока нет никаких шансов преуспеть в политической конкуренции. Ли Кван Ю вывел Сингапур из мрака и нищеты третьего мира в страну первого мира всего за 30 лет. Эта трансформация произошла на глазах старшего поколения, поэтому поддержка авторитарному режиму в Сингапуре обеспечена на десятилетия вперед. Правда, как говорят в частных разговорах сами сингапурцы, молодому поколению не нравится авторитаризм, который не дает молодежи свободно выражать себя. Многие молодые творческие сингапурцы уезжают туда, где свободнее дышать и творить. Также сингапурцы жалуются на дороговизну жизни в городе, которая вот-вот рискует приблизиться к уровню японских мегаполисов.
В 4 дня мы решили ехать на колесо обозрения The Singapore Flyer. Нашли остановку такси, где в очередь выстроились сингапурцы китайского происхождения. Мы встали в очередь и стали наблюдать. Сам факт наличия очереди в наиболее свободной экономике мира нас немного удивил. Стоим дальше и смотрим. Подъезжает такси, с водителем разговаривают потенциальные клиенты, таксист говорит «нет» и уезжает без клиентов. Выглядит странно. Ждали мы в очереди уже полчаса. За полчаса можно было бы пешком дойти до колеса обозрения. Там недалеко. Из 10-ти подъехавших такси, клиентов берут только четыре. Или берут, но кого-то выдергивая из середины очереди. Я даже прогулялся на 50 метров вперед от остановки такси, чтобы со стороны оценить, насколько страшна китайская девица, стоявшая впереди очереди. Ее отказались сажать в такси пять таксистов подряд. Китаянка оказалась внешне довольно посредственной, но отнюдь не чудовищем. Дело было явно в чем-то другом.
«Неужели Совок?» — обменялись мы подозрением, замучавшись ждать в очереди такси. Стоявший сзади китайский дядька с добродушным выражением лица объяснил нам местную тему. Оказалось, что с 4 до 5 дня у таксистов Сингапура пересменка. Они пытаются взять клиентов, которым будет по пути к таксопаркам. После 5 дня сингапурские такси начинают функционировать, как все такси в обычных мегаполисах: клиент только мигнул глазом, а проезжавший мимо таксист уже предлагает довезти, куда угодно. Нам просто не повезло попасть в таксистскую пересменку. Наконец, после 40 минут ожидания, мы сели в такси и поехали к сингапурскому колесу обозрения.
Ехать оказалось туда меньше 10 минут. По пути таксист объяснил, что колесо работает. Предположил, что вид небоскребов Сингапура на фоне заката с высоты колеса должен быть потрясающий.

sunset_in_singapore

Закат в Сингапуре, вид с колеса обозрения

И это было еще очень мягко сказано.

Это был последний пункт нашей культурной программы в Сингапуре. Эмоционально эта программа была выполнена на 200%, несмотря на очевидную краткость визита.
После колеса обозрения мы отправились на такси обратно в Чайнатаун. Здесь я забрал свою сумку в гостинице. Зайдя за угол, мы нашли приличный ресторанчик северо-китайской кухни (еда не острая). Ложек и вилок для клиентов здесь не предусмотрено. Для меня это не представляет сложности: в поедании вкусностей палочками я дам фору любому китайцу. В свое время, я учился кушать под руководством шанхайских китайцев. Еда выглядела и была в действительности очень вкусной:

chinese_food_singapore

Далее пошла рутина обратного отсчета пребывания в Сингапуре. Мы на метро доехали в аэропорт Чанги, зарегистрировались на рейс в Куала-Лумпур. Ходили изучали duty free в первом терминале этого аэропорта. Duty free в аэропорту Чанги считается одним из самых продвинутых в мире. Мы пересчитывали, используя калькулятор валют — приложение в моем айфоне, цены на алкоголь, парфюм и другие беспошлинные товары из сингапурских долларов в тайские баты, российские рубли и американские доллары. Цены тут были очень близки к ценам в duty free в тайских аэропортах Суварнабхуми и Дон Муанг.
Наконец, мы сели на самолет последнего рейса AirAsia в Куала-Лумпур. Полет оказался недолгим: меньше часа. Самолет только успел набрать высоту, чтобы потом с этой высоты снижаться в небе Малайзии.

В Малайзии

В международном аэропорту Куала-Лумпура мы оказались в полночь. От парковки самолета нам пришлось топать пешком по асфальту аэропорта к терминалу. Я впервые шел пешком с приземлившегося самолета. Минимум, на других рейсах меня вместе с другими пассажирами довозили до терминала на автобусе. Вот, что включает в себя понятие «бюджетные авиалинии». Там не заморачиваются вопросами удобства для клиентов, фокусируясь на жесткой экономии на всем.
Пройдя паспортный контроль, мы двинулись сквозь терминал к выходу. Тут же нашли такси. Малаец-таксист хорошо говорил на английском. Я объяснил ему наше пожелание — ночная экскурсия по Куала-Лумпуру с возвращением в аэропорт. Цену он назвал в малайзийских рингитах. Что-то около 93 долларов США. Мы согласились, сели в авто и рванули по направлению к ночной столице Малайзии. Причем, что приятно, дороги были без пробок из-за позднего времени.

petronas_towers

Башни Petronas вблизи во время нашей ночной экскурсионной поездки на такси по Куала-Лумпуру
Малаец-таксист был прикольным персонажем. Весь на позитивчике, с незакрывающимся от болтовни ртом. Гиперкоммуникабельный таксист. Когда не разговаривал с нами, то болтал по сотовому телефону в режиме рации (Push-To-Talk) с другими таксистами. Узнав, что мы русские, стал через каждые три слова на английском присовокуплять родное для нас слово на языке Пушкина и Толстого — «блядь». Удивившись, мы спросили, кто его научил выражаться по-русски. Малаец объяснил, что часто возит на такси русскоязычных моряков из аэропорта Куала-Лумпура в морской порт Port Klang. Они прилетают в Малайзию на самолете, чтобы работать по контракту на морских судах. Эта матросня и преподала малайскому таксисту основы великого и могучего русского языка.
По ходу поездки мы интересовались у водилы деталями жизни в Малайзии, о которых не пишут в Wikipedia или умалчивают авторы умных статей. Так, средняя зарплата рабочего на заводах в пригородах Куала-Лумпура составляет в пересчете на доллары США $600-800 в месяц, а для поддержания более-менее приемлемого уровня жизни нужно получать около полутора тысяч долларов. Малаец-водила мечтает взять всю свою семьи и поехать в туристическую поездку в Южную Корею зимой. Зачем? Чтобы посмотреть снег. Снега здесь никто не видел, кроме как по телевизору или на фотографиях в интернете.
Приехали в центр Куала-Лумпура. Сначала мы подъехали к небоскребу Menara Telekom. Въехать туда нас не пустил охранник, объяснив водиле, что ночью подъезд к зданию запрещен. Затем мы поехали любоваться на башни-близнецы Petronas Twin Towers. Снизу они выглядели величественно. А толп зевак ночью не было. Около зданий находились мы вместе с малайцем-водилой и еще пара охранников. И здесь была сделана серия фотографий.
После мы покружились на такси по центру. Проехали небольшой чайнатаун Кула-Лумпура, их индусский райончик. На ночных улицах центра Куала-Лумпура обратили внимание на частые группы негритянских молодых девиц человек по десять в каждой. «Нигерийские проститутки», — пояснил малайский таксист. На одной из тихих ночных улочек города, на перекрестке водила посигналил несколько раз. Прогуливавшаяся рядом высокая женская фигура резко обернулась на сигнал. «Малайский леди-бой», — бросил реплику расплывшийся в улыбке малаец. Таксист что-то по-доброму сказал леди-бою. Трансвестит презрительно отвернулся и манерно пошел в другом направлении. «Водила шутит», — без слов понял я. На следующем перекрестке прохаживался еще один высокий малайский леди-бой. Далее мы видели еще немало уличных малайских трансвеститов-проституток, перемежающихся группками африканских блядей. Виды ночной жизни Куала-Лумпура щедро комментировал малайский водила.
Проезжали мы в центре и ирландский паб Healy Mac’s. В барах и ресторанах ночной малайской столицы иногда попадались белые лица среди посетителей. На этом впечатлений нам хватило, и мы двинулись обратно в аэропорт. В три ночи мы высадились точно в той же точке парковки, откуда и уезжали. Водила получил $100, честно заработанные им за ночную экскурсию. Попрощавшись с душевным малайцем, мы двинулись внутрь терминала аэропорта.
До начала регистрации на первый утренний рейс AirAsia в Бангкок оставалось часа полтора. Аэропорт Куала-Лумпура сильно отличается от аэропортов Суварнабхуми и Чанги в худшую сторону. Более того, в плане цен внутри аэропорта он представляет собой азиатский аналог российских аэропортов Домодедово и Шереметьево: цены здесь в разы больше на все. За бутылочку воды 0,33 литра малайские торговцы попросили в малайзийских рингитах около 90 бат. После траты некоторого времени на исследование терминала аэропорта, магазин с приемлемыми ценами был найден. Там у меня приняли сингапурские доллары в качестве оплаты, но сдачу дали в малайзийских рингитах, как я отметил, по крайне грабительскому курсу.
В Таиланде быстро привыкаешь к хорошему сервису, улыбкам людей. В Таиланде друг к другу люди относятся по-человечески. Поэтому отсутствие достаточного количества мест для сидения в международном аэропорту Куала-Лумпура, из-за чего двум третям пассажиров приходилось как-то изворачиваться, устраиваться на полу, воспринималось мною крайне негативно. Вздремнуть кое-как мне удалось только, присев на металлический каркас детектора багажа. Крайне неудобно.
Через некоторое время началась регистрация на рейсы. В очереди с бирманскими гастарбайтерами (я подглядел из любопытства содержание их паспортов) нас оперативно зарегистрировали на рейс. С полчаса пришлось ждать в зоне вылета. Наконец, была объявлена посадка на наш самолет. При очередной проверке паспортов малайские работники начали требовать с нас тайскую визу. Объяснить им отсутствие визы на срок до 30 дней было непросто. Докапывались до нас чересчур по-хамски. Может, эти чумазые удовольствие получают, унижая белого человека? За колониальный период истории своей страны хотят расквитаться? Тогда это не адресу. Пусть британцев, чей паспорт, кстати, в недавнем рейтинге Heanly & Partners Visa Restriction Index занял вместе с паспортами Финляндии и Швеции первое место по уровню свободы передвижения — его обладатель может путешествовать без виз в 173 страны мира, гнобят.
Резюмируя краткое пребывание на территории Малайзии, а также знания почерпнутые из чтения умных, финансово-аналитических статей об этой стране, хочу отметить, что Малайзия мне не понравилась. Совок такой, только мусульманский. Тоже «духовные скрепы» у себя пытаются укреплять за неимением успехов в национальной экономике: рассматривают запрет на использования слова «Аллах» немусульманскими СМИ (христианскими, индусскими). И отнюдь недешевый для жизни. Справедливости ради, хочу отметить, что настоящий Совок — Совок российский, — намного хуже. И с каждым годом правления стареющей воровской путинской клептократии становится все хуже. Поэтому все познается в сравнении, а Малайзия после Таиланда и Сингапура — полный отстой.
На борт нас пустили. Самолет взлетел, перелетел через Сиамский залив, и через час с небольшим приземлился в аэропорту Дон Муанг столицы Таиланда. Тайские сотрудники иммигрейшн с удивлением рассматривали большое количество разнообразных виз и штампов о пересечении границ в моем загранпаспорте. Потом я беседовал с ними на тайском языке некоторое время, что называется, за жизнь. Получив паспорт с очередным тайским штампом, я почувствовал себя дома. В Сингапуре хорошо, но дома лучше.
Мои планы и пожелания по дальнейшему изучению Азии на текущий момент следующие:

  • скомбинирую пару дней в Гонконге с посещением юга Китая: городов Гуанчжоу (третий по размеру город Китая) и Шэньчжэня провинции Гуандун. Потребуется получить китайскую визу для перемещений по материковому Китаю, а в Гонконг для российских граждан виза не нужна;
  • в Индию на неделю по туру. Также хотелось бы посетить в процессе этого тура городок Бодх-Гая, где, по преданию, достиг просветления Будда Шакьямуни;
  • в Японию на неделю. По деньгам будет дороговато, но посмотреть Страну восходящего солнца нужно обязательно. Кстати, для тайцев и прочих жителей стран Юго-Восточной Азии (да, и для китайцев тоже, несмотря на их ярую ненависть к японцам) Япония — это культурный центр, наподобие того, как для образованных и обеспеченных россиян таким центром является Европа;
  • в Индонезию мотнуться на 4-5 дней (Джакарта и остров Бали);
  • на Филиппины на недельку. Хочу посмотреть (и попробовать), насколько и в какую сторону отличаются филиппинки от таек. Филиппинок западные экспаты ценят больше, чем таек.

Все только начинается!

Фотоподробочка, сделанная во время вышеописанной поездки в Сингапур:

Разделы/Categories: Другие страны Азии, Путешествия · Теги/Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

  • Евгений

    «Улетать мы должны были в третью страну…» Поясните, пожалуйста, что это значит? Давно хотел слетать в Сингапур, а о таком условии не слышал…

    • Nationals of the Commonwealth of Independent States, Georgia, Turkmenistan and Ukraine may be granted entry into Singapore without visas # for a stopover stay, if they are on transit to or from a third country (both forward and return leg applies). However, they are required to fulfill the following conditions:

      They are in transit to or from a third country

      They hold —

      A valid passport

      A confirmed onward air-ticket

      Entry facilities (including visa) to the third country

      Sufficient funds for the period of stay in Singapore

      They continue their journey to the third country within the 96-hour visa free period granted

      They satisfy Singapore’s entry requirements, as determined by the Immigration & Checkpoints Authority officers at the Singapore Checkpoints.

      #Note: The grant of the visa free entry will be upon the assessment and at the discretion of the Immigration and Checkpoints Authority officer at the Singapore Checkpoint.

      Источник: http://www.ica.gov.sg/page.aspx?pageid=96&secid=94

      В двух словах: гражданам России, других стран СНГ, Украины, Туркменистана и Грузии виза в Сингапур нужна. Но в случае транзита через Сингапур в третью страну, может даваться право на 96-часовое пребывание в Сингапуре без визы. Для этого нужно предъявить сингапурским служащим таможни подтверждение маршрута (распечатки билетов на самолет), бронь гостиницы, визы в третью страну (если эта страна требует визы для въезда), а также доказать достаточное количество денег для пребывания в Сингапуре.

      Все это может звучать очень пугающе, но, как показала практика, проблем с получением транзитного штампа в Сингапур не возникло. Все четко, быстро.

      По этой схеме не получилось бы прилететь в Сингапур из Бангкока, а затем улететь из Сингапура в Бангкок. Поэтому нужен промежуточный пункт. Мы выбрали в качестве такого Куала-Лумпур, Малайзия. Российские туристы, например, возвращающиеся с отдыха на острове Бали, Индонезия через Сингапур, активно пользуются возможностью безвизового пребывания в этом городе-государстве для шоппинга.

  • Количество пассажиров круизных лайнеров, посетивших Сингапур в 2012 году — 913 тысяч человек. Ежегодное увеличение таких туристов в Сингапуре отмечается на 6,5%.

  • Сингапур вышлет десятки гастербайтеров, которые принимали участие в первом за четыре десятилетия бунте. 52 индуса и один бангладежец отправятся на Родину за участие в беспорядках в районе Little India 8 декабря 2013 года.

  • Несмотря на отрицательное впечатление, которое у меня сложилось о Малайзии, должен признать, что промышленность там есть какая-никакая. Так, ежегодное производство автомобилей в Малайзии составляет более 650 тысяч штук в год. Малайские власти ставят цель довести ежегодное количество выпускаемых авто до 1,25 млн. штук к 2020-му году.

  • Сингапурские власти планируют радикально увеличить возможности своего аэропорта Чанги по приему пассажиров в следующие десять-пятнадцать лет. Так, сейчас в аэропорту Чанги строится четвертый терминал, который ориентировочно будет открыт для эксплуатации в 2017-м году. Его ориентировочная стоимость оценивается сейчас в $776 млн. Четвертый терминал аэропорта Чанги позволит принимать 16 млн. пассажиров в год. В середине 2020-х также планируется построить и ввести в эксплуатацию пятый терминал аэропорта Чанги. Так что сингапурский аэропорт станет еще крупнее и народу через Сингапур летать станет больше, что неплохо для сингапурской экономики.

  • Премьер-министр Сингапура Ли Хсиен Лунг перед началом Китайского Нового года призвал сингапурскую молодежь заводить больше детей. В Сингапуре боятся наплыва иммигрантов, а уровень рождаемости крайне мал — 1,19 детей на женщину. Для этнических китайцев, составляющих 74% населения Сингапура, уровень рождаемости еще меньше — 1,06. Уже сейчас треть из 5,4 млн. населения Сингапура составляют люди, родившиеся за его пределами.

  • Кстати, с 1 октября 2014-го года в Сингапуре прекращается выпуск купюр достоинством в 10 тысяч сингапурских долларов в целях борьбы с отмыванием денег. Жаль, очень удобные были купюры. Большие суммы можно было бы такими купюрами переносить в карманах, не привлекая к себе внимания в аэропортах.

  • В вышеописанной статье мы приземлялись еще в старый терминал аэропорта Куала-Лумпура KLIA LCCT (Low-Cost Carrier Terminal). И процесс прилета-отлета вызывал эффект разрыва шаблона, когда от самолета и на самолет из терминала нужно было топать пешком. С тех пор я прилетал в Куала-Лумпур самолетами AirAsia несколько раз. В аэропорту Куала-Лумпура 9 мая 2014 года состоялось официальное открытие нового, отдельного терминала — klia2 (международный код: KUL2). klia2 полностью заменил старый терминал, обслуживавший рейсы азиатских лоукостеров.
    Лично у меня впечатление от нового терминала klia2 сложилось противоречивое. Вроде бы всё сделано современно, но мелкие ляпы в качестве работ повсюду: здесь криво, там тяп-ляп, тут кое-как. Чтобы заметить многочисленные косяки, не нужно было даже поднимать попу от кресла в залах ожидания. Просто провести взглядом по стенам, потолкам и полу. Думаю, что цель была у контракторов главная — освоение бюджетов. Строили терминал за госбабло малайзийское. Тони Фернандез, глава AirAsia — основного авиаперевозчика нового терминала, если бы на деньги компании строился бы этот терминал, воровать подрядчикам во время строительства бы не дал. Это ясно.
    Контроль качества работ (строительных и отделочных) весьма посредственный в klia2. Подозреваю, что малайцы такие же раздолбаи, что и тайцы. На момент наблюдений терминалу klia2 еще не исполнилось и одного года эксплуатации.
    Еще я подметил, что в Куала-Лумпуре и в его обоих терминалах аэропорта эскалаторы двигаются заметно медленнее, чем в других точках планеты, включая Бангкок.